На прошлой неделе в Британии фьючерсные контракты на ноябрь достигли рекордного уровня — 135 пенсов за терм, и это в три раза выше привычных цен на этот сезон.
В августе цены на электричество подскочили до 100 евро за мегаватт/час на большей части континента, а в Испании и Соединенном Королевстве они превысили 120 евро.
Эксперты в области энергетики предупреждают, что британцы вполне могут столкнуться с фактическим регулированием потребления электроэнергии или с таким мощным скачком цен, что он может вызвать серьезное недовольство и изменения в поведении. «Я не могу вспомнить, чтобы подобная ситуация возникала последние 20 лет. Нам грозят возможные отключения электроэнергии и разрушение спроса», — сказал Адам Льюис (Adam Lewis) из консалтинговой компании Hartree Solutions...
Газ — это главный источник энергии для электростанций Соединенного Королевства, поскольку оно уже активно отказывается от угля — это процесс идет в Великобритании более быстрыми темпами, нежели в Германии. По словам Льюиса, резервные угольные мощности уже сократились до всего 2 гигаватт — этого слишком мало, чтобы существенно смягчить ситуацию в случае серьезного кризиса.
Эксперты Barclays утверждают, что Европа сталкивается с «идеальным позитивным штормом», потому что все разладилось одновременно. Холодная и мокрая весна в Европе совпала с ужесточением системы торговли квотами на выбросы, действующей в Евросоюзе, — допустимые пороги снижаются. В результате цены на уголь за год выросли в три раза и достигли отметки в 62 евро за тонну, что ускорило процесс перехода с угля на газ. Очередным жестким поворотом стало то, что цены на газ достигли такого невероятного уровня, что уголь внезапно стал рассматриваться как вполне допустимый вариант.
Кризисная ситуация усугубляется еще и резким ростом спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии...
Газпром фактически «работает строго по правилам» — то есть доставляет ровно столько газа, сколько прописано в контрактах, но удерживает дополнительные объемы, необходимые для восполнения запасов в газохранилищах.
Цель Путина — заставить регуляторов Германии и Евросоюза согласиться на условия, которые нарушают энергетические законы ЕС, а также принцип «солидарности», прописанный в Статье 194 Лиссабонского договора...
По словам Альверы из SNAM, британское правительство допустило грубую ошибку, отказавшись профинансировать модернизацию крупнейшего подземного газохранилища страны в Rough на побережье Йоркшира, — это решение вынудило компанию Centrica закрыть газохранилище в 2017 году. «Великобритания имеет в своем распоряжении массу преимуществ, предоставляемых ей геологией Северного моря, но она ими не пользовалась, и теперь ей приходится полагаться на газ из хранилищ Германии и Нидерландов», — сказал он...
В принципе Соединенное Королевство может использовать интерконнекторы, чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию зимой — потоки регулируются автоматически при помощи механизма ценообразования. Однако Брюссель политизировал эти соединительные линии, превратив их в инструмент оказания давления во время переговоров по Брекситу, а позже президент Франции Эммануэль Макрон повторил этот трюк в связи со спорами вокруг рыбы.
У Еврокомиссии есть право — согласно законам ЕС — перекрыть поставки в чрезвычайных ситуациях. Ранее в этом году споры вокруг вакцины AstraZeneca показали, что Еврокомиссия не станет колебаться и заблокирует рыночные операции и соглашения, если Европа столкнется с риском замерзнуть или если немецкая промышленность столкнется с отключениями электроэнергии...
Отключение интерконнекторов — это, разумеется, палка о двух концах. Именно британская обширная СПГ-инфраструктура пришла на помощь Европе в 2009 году своими реверсными поставками, и это снова может случиться, если спрос на газ в Азии упадет. В Европе нет достаточного количества СПГ-терминалов на тот случай, если поставки российского газа всерьез сократятся...
В конечном счете Соединенное Королевство обладает такой пропускной способностью СПГ-терминалов, которая позволит ему покрыть потребность в газе в чрезвычайных обстоятельствах. Большинство европейских стран не могут этим похвастаться. Вопрос заключается в том, какую цену мы готовы заплатить и смогут ли танкеры прибыть вовремя с учетом сложной ситуации на рынке перевозок в этом году.
https://inosmi.ru/economic/20210906/250449236.html