Ответ очень просто и короток: исключительно для удовольствия!
1. Самый распространенный вариант удовольствия, который люди привыкли ассоциировать с произведениями искусства, это
эстетическое.
Картина (песня, пьеса, одежда) должна быть красивой и радовать глаз. Успокаивать, гармонизировать, рождать в сердце радость, в душе покой.
2. Другое весьма распространенное удовольствие -- это
эротическое
До изобретения технических средств (фото и кино), которые делают порно быстро и дешево, его тоже производили, но медленно и дорого. Откровенной порнографии было не так много, как сейчас (из-за затруднений в создании), однако эротики было много, и даже в произведения, казалось бы, не предназначенные быть эротическими, закладывали этот момент.
3. А что же с откровенно безобразными, ужасными произведениями искусства, спросите вы.
Тут нам придет на помощь уже другое сравнение. С кинематографом.
Никто не ждет от фильма, что он будет "просто красивым" (если это не видеоклип). Фильм может быть боевиком, может комедией, мелодрамой, хоррором. Очень разным. В чем разница и зачем люди ходят на фильмы? За тем же, зачем художники пишут, а зрители потребляют "омерзительные" картины. Ради удовольствия, которое теперь
эмоциональное
Дело в том, что испытывать эмоции -- приятно, это инструмент выйти из состояния усталости, равнодушия, скуки. В общем, благодаря новым эмоциям можно отдохнуть за счет смены окружения, выброса химвеществ. Парадокс, но "отрицательные" эмоции получить проще, чем "положительные"...
Тут подпункт: самые эффектные, запоминающиеся произведения искусства, это те, которые бьют по нервам, комбинируя два наиболее примитивных (тут в смысле "первобытных") удовольствия: эротическое + эмоциональное (сексуальное возбуждение + выброс адреналина от стресса). В искусстве это обычно обзывают более красиво: эрос и танатос, мортидо и либидо, и т.п...
4. Еще, например, бывает удовольствие
интеллектуальное (удовольствие от процесса познания)
Это когда ты не только любуешься картиной, но и пытаешься разгадывать ее смыслы и символы, ищешь, что хотел сказать художник и почему, изучаешь предысторию и предпосылки создания, внимательно изучаешь сюжет, будто читаешь рассказ...
5. Повышаем уровень сложности
еще бывает удовольствие... как бы его назвать, чтобы отличить от предыдущего. Ну, пусть будет
умственное (удовольствие от мига узнавания)
от отстроумия, юмора, хорошей выдумки, классно придуманной аллегории или символа, идеи...
================================
Подавляющее большинство произведений искусства до ХХ века изображает реальные вещи (кроме орнаментов, которые, в принципе, тоже реальность, только стилизованная до неузнаваемости). Большинство картин имело сюжет (уточню, что пейзажи и натюрморты тоже имеют некий сюжет, даже когда в них нет живых существ).
В ХХ веке ситуация изменилась, произведения искусства, помимо того, что во многом утратили эстетичность, они потеряли и сюжетность, в смысле повествовательность. Все чаще и чаще с 1900-х годов темой картин становилась голая идея.
С появлением новых технологий произошло расслоение: повествовательность и реализм оставили фотографии и кинематографу, изобразительное же искусство (в т.ч. живопись и скульптура) получило в удел идею и символ. Сегодня, если свежее произведение имеет красоту, но не имеет идеи, то скорей всего, это будет ремесло, а не искусство.
Изобразительное искусство стало отдельным языком, который надо учить...
«Чёрный квадрат» — это идеальная мандала. Он работает, перенастраивая сознание, подсаженное на потребление сюжетной живописи, красивенько сделанного искусства — на искусство идей...
Идея в том, что бывают картины без эстетики и сюжета. Как бы это ни было неприятно и отвратительно
https://shakko.ru/1677504.html