dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Categories:

Как союзники помогали России во время гражданской войны

В своих мемуарах «Очерки русской смуты» (Париж, 1921 г.) бывший командующий Добровольческой армией Антон Деникин написал, с какой надеждой белые ждали помощи от иностранных держав. И как жестоко разочаровались.

Первым делом, придя в Севастополь в ноябре 1918 г., «союзники» захватили русские корабли и подняли на них свои флаги, фактически оставив белых без флота, когда он был им особенно нужен. Лишь летом следующего года часть судов была возвращена Вооруженным силам Юга России, а дредноут «Воля» («Генерал Алексеев») отдали русским к осени 1919 г.

Согласно воспоминаниям А.И. Деникина, интервентов не заботило бедственное положение солдат и офицеров Добровольческой армии, снабжение продовольствием их жен и детей.

«От союзников, вопреки установившемуся мнению, мы не получили ни копейки», – утверждает белый генерал в своих мемуарах.

В обмен на боеприпасы французы требовали от А.И. Деникина поставлять им пшеницу. А английский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж уже осенью 1919 г., когда положение белых на фронте серьезно осложнилось, круто сменил риторику, и перестал оказывать поддержку Добровольческой армии даже на словах.

А.И. Деникин и его соратники с горечью «... увидели окончательный отказ от борьбы и от помощи противобольшевистским силам в самый трудный для нас момент». Так с ними поступили «союзники».
. . .
Известный писатель и публицист Алексей Щербаков в своей книге «Гражданская война. Генеральная репетиция демократии» (Москва, 2011 г.) отметил, что первоначально французы обещали направить в Россию 12 дивизий, которые с ходу займут почти всю территорию Украины, что позволит Добровольческой армии и донским казакам направить совместные усилия на полное освобождение страны от большевиков.

«Союзники» гарантировали, что в Одессу и другие черноморские порты будут регулярно приходить суда с оружием, военной техникой, боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Белые генералы поверили заверениям французских и английских политиков, которые остались только словами. Нет, иностранный десант в Севастополе, Одессе, Херсоне и в других городах действительно высадился, но совсем не для ведения реальных боевых действий против красных. Количество «союзников» было именно таким, чтобы контролировать порты.

Интервенты не только захватывали русские суда, они еще и уничтожили все, что не могли забрать с собой. Так, англичане взорвали машинные отделения линейных кораблей «Иоанн Златоуст», «Борец за свободу» («Пантелеймон»), «Евстафий», «Три Святителя», «Синоп» и «Ростислав». От интервентов также пострадал крейсер «Память Меркурия» и десятки подводных лодок, которые были просто затоплены в море. А французы разрушили часть фортов крепости Севастополя, разгромили гидроавиационную базу, ликвидировав все самолеты. Свои действия «союзники» объясняли просто: чтобы военная техника не досталась красным.

И все же, белые получали от иностранных держав оружие и боеприпасы. Только это был, в основном, всякий хлам, скопившийся на складах за время Первой мировой войны, который нужно было куда-то деть. Нередко пулеметы снабжались неподходящими лентами, а снаряды и гранаты оказывались просто бракованными.
. . .
«Сначала, дав многочисленные политические обещания и шантажируя свертыванием военных поставок, потребовать у Деникина и Колчака наступления, потом не дать обещанных ресурсов и помощи. И поставить вопрос о полном свертывании Белого движения. Это краткий смысл комбинации "союзников", которая поставила на белогвардейцах большой и жирный крест», – считает Н.В. Стариков.

Исследователь приводит характерный пример. Находившиеся в Николаеве и Тирасполе склады с вооружением и амуницией царской армии, которые могли пригодиться белым, были взорваны командой французского крейсера «Брюи».

А в апреле 1919 г. весь иностранный контингент неожиданно эвакуировался, оставив Одессу и Севастополь. Причем, опытные войска спешно бежали от сравнительно небольшого отряда атамана Н.А. Григорьева, перешедшего на сторону большевиков.

Многие исследователи считают, что белые могли бы самостоятельно удержать оба стратегически важных города, если бы не срочная эвакуация, устроенная интервентами. Все эти факты логично укладываются в целую систему по противодействию Добровольческой армии, выстроенную командованием «союзников».
. . .
Несмотря на то, что адмирал был номинальным ставленником англичан на посту Верховного правителя России, все его попытки организовать достойное сопротивление большевикам разбились о противодействие «союзников». Ведь именно британцы выбрали время и направление наступления, завершившегося крахом осенью 1919 г.

А подчинявшиеся французскому генералу Морису Жанену чехословацкие дивизии захватили железную дорогу, фактически парализовав движение. Армия А.В. Колчака оказалась в ловушке, у белых не было возможности ни организованно отступить, ни подвезти продовольствие и оружие. Солдатам и офицерам пришлось самостоятельно пробираться по заснеженной тайге, через всю Сибирь. При этом почти все раненые и гражданские беженцы погибли.
https://von-hoffmann.livejournal.com/865054.html
Tags: Англия, Франция, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment