Хотя трубопровод "Самара - Западное направление" известен меньше, чем, допустим, нефтепровод "Дружба" или газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород", этот объект инфраструктуры имеет стратегическое значение для энергобезопасности Украины. По данным Минэкономики, украинские нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают рынок лишь на 20 процентов, остальная доля нефтепродуктов импортируется. В 2020 году 65 процентов рынка автомобильного топлива Украина обеспечила благодаря импорту из России и Беларуси. Львиная доля поставок осуществляется именно по нефтепроводу "Самара - Западное направление"...
Тем не менее в 2015 году российская "Транснефть" через дочерние структуры повторно обратилась в Хозяйственный суд Ровенской области, мотивируя этот шаг "вновь открывшимися обстоятельствами". На этот раз суд отменил свое решение от 2011 года и передал право на нефтепровод российской стороне. Вскоре после этого "Транснефть" продала трубопровод швейцарской компании International Trading Partners AG. Антимонопольный комитет Украины, который обычно годами согласовывает вопросы подобного рода, на этот раз спустя считанные месяцы дал разрешение на продажу стратегического трубопровода малоизвестной компании из Швейцарии.
А при чем здесь Медведчук?
В соответствии с данными украинского реестра компаний, владельцем International Trading Partners AG является гражданин Германии Анатолий Шефер. О человеке, купившем стратегический нефтепровод, практически ничего неизвестно...
Весной 2019 года Анатолий Шефер продал контрольную долю компании-владельца нефтепровода белорусскому бизнесмену и известному в бизнес-кругах топливному трейдеру и владельцу унитарного предприятия "Нефтебитумный завод" Николаю Воробью. Сам Шефер при этом остается миноритарным акционером. Прямые связи Шефера с Медведчуком, которого СМИ называют скрытым владельцем нефтепровода, установить по данным открытых источников невозможно...
В то же время в некоторых журналистских расследованиях отмечается, что с тех пор, как трубопровод оказался под номинальным контролем Шефера, российское топливо по нему гонит, прежде всего, швейцарская компания израильтянина Нисана Моисеева.
Как свидетельствуют данные базы таможенных деклараций ImportGenius, компания Моисеева Proton Energy поставляет в Украину топливо производства компании "Роснефть"...
Моисеев и Медведчук являются близкими друзьями: израильский бизнесмен даже летал из России на частном самолете украинского политика. При этом существование совместного бизнеса оба отрицают...
В рамках этого уголовного производства на имущество швейцарской International Trading Partners AG на территории Украины в июле 2019 года был наложен арест, и с тех пор Шефер безуспешно пытается его разблокировать. Завершение расследования, судебное разбирательство и, в случае обвинительного приговора, вероятный пересмотр решения хозяйственного суда - это процесс, который может длиться годами.
Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) еще в мае 2015 года своим решением обязал кабинет министров определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепровода "Самара - Западное направление" и "принять меры по защите имущественных интересов государства". С тех пор СНБО почти шесть лет не возвращался к этому вопросу.
19 февраля 2021 года СНБО констатировал фактическую потерю государственного контроля над этим объектом и постановил, что правительство совместно с СБУ должно провести проверку и выяснить, почему решение СНБО от 2015 года не было выполнено, а также насколько законным было отчуждение нефтепровода. Защищать интересы государства "в вопросах прав собственности на части нефтепровода", в соответствии с рекомендацией СНБО, должны прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро Украины.
https://www.dw.com/ru/ukraina-nacionaliziruet-truboprovod-pri-chem-zdes-medvedchuk/a-56674354