Но проблема еще в том, что Швеция в последние годы стала настолько зависима от США, что наши претензии на внеблоковый статус выглядят совершенно не убедительными.
Во время холодной войны Швеция могла вести самостоятельную внешнюю политику и политику в области безопасности. «Отказ от альянсов в мирное время с целью сохранить нейтралитет в военное» — такова была доктрина, которая много лет служила нам хорошую службу.
Швеция и Финляндия образовывали нейтральную зону в Северной Европе, разделявшую противников в ходе холодной войны. Благодаря «сильной по нашим ресурсам обороне» мы могли гарантировать, что никто не будет контролировать шведскую территорию с целью угрожать оттуда противнику.
Это было выгодно обеим сторонам, и они уважали наш выбор.
. . .
Благодаря этому в конце XX века мы могли играть важную роль в европейском курсе на деэскалацию, благодаря которому закончилась холодная война.
Похоже, эти времена позади. Швеция больше не осмеливается вести самостоятельную внешнюю политику и политику в области безопасности, а пытается как можно больше сблизиться с США. Мотивируют это агрессивной политикой России и ее репрессиями. Но правда ли, что угроза со стороны современной России действительно превышает угрозу со стороны Советского Союза времен холодной войны?
В то время считалось, что военная мощь Советского Союза и Организации Варшавского договора примерно равна мощи НАТО. Сегодня же, хотя Россия и наращивает вооружения, США все равно тратят на военные расходы примерно в 10 раз больше, а отчисления на военную сферу в европейских странах НАТО в общей сложности втрое превышают российские. Даже если принять во внимание, что уровень цен в России ниже, все равно военный потенциал США/НАТО оказывается в несколько раз больше, чем у России. А из-за слабой экономики России едва ли этот баланс сил изменится в ее пользу в обозримом будущем...
В стремлении приспособиться к действиям США мы во многом пожертвовали нашей внешнеполитической независимостью и способностями конструктивно предотвращать конфликты и снижать напряжение в мире. Мы видим, как давление США вынудило Швецию отказаться от привычной и проверенной политики против ядерного оружия. Швеция так и не подписала разработанный в ООН Договор о запрете ядерного оружия, который недавно вступил в силу. Но главное: новая шведская политика способствовала росту напряженности в Северной Европе, так как Швеция оказалась на линии противостояния США и России, а это идет категорически вразрез с нашими интересами в области безопасности.
Первостепенной угрозой для Швеции стал высокий уровень военно-политической напряженности, установившейся в Северной Европе в последние 10-15 лет и увеличивающий риск конфликта сверхдержав, от которого пострадает и Швеция. Причин тому много, а виноваты в этом и Россия, и США.
Американские вооруженные силы, которые во время холодной войны по большому счету и не появлялись в Балтийском регионе, вот уже десять лет постоянно там присутствуют с военными кораблями, истребителями и бомбардировщиками. Они проводят множество военных учений с Россией в качестве противника на всей территории Северной Европы — от Балтийского региона до Северного Калотта — как в одиночестве, так и вместе с другими членами НАТО, в том числе при участии Швеции и Финляндии.
Россия со своей стороны усилила войска в западной части страны — и в Калининграде, и на севере. После распада Советского Союза военная сфера России долгое время пребывала в запустении, но сейчас страна вновь располагает современными войсками и продвинутым оружием.
Таким образом, единственная по-настоящему серьезная угроза безопасности Швеции — это конфликт сверхдержав в Европе и в ближайших к нам регионах. Что нам необходимо сделать, так это сосредоточить нашу внешнюю политику и дипломатию на попытках снизить нынешнюю напряженность, а значит, и уменьшить риск конфликта, от которого мы можем пострадать.
Главной целью должно стать стремление вместе с другими странами, занимающими сходную позицию, противодействовать борьбе сверхдержав за власть и способствовать налаживанию глобального сотрудничества, чтобы ответить на серьезные вызовы нашего времени.
Для этого следует пересмотреть шведскую политику безопасности с учетом опыты мировых войн и холодной войны. Она должна основываться на анализе наших практических интересов. Для небольшой страны очень ценно уметь вести вызывающую доверие и предсказуемую политику в области безопасности. Финляндия, Швейцария и Австрия — хороший тому пример, а вот Швеция — едва ли. Сегодня ни шведское население, ни соседние с нами странами не вполне уверены, какой курс Швеция в будущем изберет, если окажется в критической ситуации. Это для нас вредно.
Членство в НАТО не решит проблем Швеции с безопасностью, а лишь сделает нас более уязвимыми. Швеции следует, подобно Финляндии, твердо дать понять, что мы не позволим другим странам использовать нашу территорию во враждебных целях. Мы должны действовать так, чтобы к нам относились не как к части потенциальной угрозы в адрес другой страны, а как к однозначному борцу за мир, деэскалацию и глобальное сотрудничество.
https://inosmi.ru/politic/20210112/248887137.html
https://www.dn.se/debatt/varfor-har-sverige-overgett-sin-politik-for-fred-och-avspanning/