Показательно, что Николай Сванидзе, возмущавшийся открытием в Москве книжной лавки издательства «Черная сотня», является членом президентского Cовета по развитию гражданского общества и правам человека — фиктивного института, призванного замаскировать реальное положение дел с правами человека в РФ. Институт есть — прав нет.
Он же в разные годы состоял в Общественной палате и (придется, увы, справиться с этим бюрократическим изыском) «Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Первая — такая же шарашкина контора, осуществлявшая, в частности, «наблюдение за выборами» — а во второй, понятно, Мединский рассказывал о непревзойденном гуманизме советского государства.
То есть, кто перед нами? Плоть от плоти истеблишмент и номенклатура. Сванидзе сообщает, что «судя по сайту, они полноценные наследники той "Чёрной сотни", которая участвовала в еврейских погромах сто лет назад, убивали женщин и детей», и уже по этой фразе становится очевидно, что
1) Сайт «Черной сотни» Сванидзе даже не открывал
2) «Историю России» Шмурло, а то и любую иную книгу издательства — не читал
3) Никаких прав ни одного человека в жизни не защитил
4) Гражданское общество не развил и на дюйм
И в этой связи мне представляется, что демонстративные переживания «приличных людей» по поводу деятельности Димы Бастракова связаны не столько с национальными и этническими предрассудками, сколько с банальными опасениями за свое положение в иерархии культурных авторитетов.
Сванидзе обласкан Кремлем, заседает во всевозможных комиссиях, награжден орденами и медалями, не вылезает из эфиров государственных СМИ. Что на выходе? Книга «на основе бесед супругов Сванидзде с Дмитрием Медведевым» в соавторстве с женой (не шучу — буквально).
А тут какие-то молодые люди основали и развивают один из самых интересных культурных проектов нашей эпохи. Проект, растущий через горизонтальные связи, не благодаря — но вопреки действиям властей, — и он гремит на всю страну. Издаются уникальные книги и открываются лавки, работающие, помимо прочего, в качестве точек консолидации того самого гражданского общества. Реакция коллективных Сванидзе в этом смысле понятна: «А НАС куда?»
Впрочем, отвечать на оскорбления и хамство коллективных Сванидзе следует не встречными оскорблениями и не националистической демагогией — а так, как отвечает один из литературных маскотов издательства В. Розанов:
* * *
Я вдруг опомнился и понял, что идет в России «кутеж и обман», что в ней встала левая «опричнина», завладевшая всею Россиею и плещущая купоросом в лицо каждому, кто не примкнет «к оппозиции с семгой», к «оппозиции с шампанским», к «оппозиции с Кутлером на 6-ти тысячной пенсии»…
И пошел в ту тихую, бессильную, может быть, в самом деле имеющую быть затоптанною оппозицию, которая состоит в:
1) помолиться,
2) встать рано и работать.