dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Categories:

Германисты и Романисты

Германисты полагали, что решающую творческую роль в последующем развитии Европы сыграли германские завоеватели, которые уничтожили прогнившие порядки Римской империи и «перезапустили» европейскую цивилизацию...
Романисты, напротив, утверждали, что эволюция в сторону феодализма наметилась уже в западно-римском обществе, с его могущественными магнатами-землевладельцами и массами крепостных колонов. Будущее феодальное право можно вывести из древнеримской системы взаимоотношений патронов и клиентов. Городское самоуправление также перекочевало в Средневековье прямо из Античности. Романисты, зачастую, отрицали сам факт завоевания и рассматривали германцев скорее как вооруженных мигрантов, использованных для преодоления кризиса местной политической системы (по аналогии с «призванием варягов» в России). Такая интерпретация, кстати, вполне допустима с юридической точки зрения, поскольку варварские вожди (и впоследствии короли) стремились узаконить свои захваты и «выправляли бумаги» сначала у западноримских императоров, выкручивая им руки, а потом – у восточноримских, в обмен на какие-то внешнеполитические услуги. При этом отрицался сколь-нибудь значимый культурный вклад германцев...
Обе доктрины появились во Франции, как идеологическое подспорье для внутриполитических дискуссий. Первыми германистами были французы Франсуа Отман (1524-1590) и Анри де Буленвилье (1658-1722) . Они использовали германизм для защиты вольностей дворянства перед лицом усиливающейся королевской власти. В рамках этой концепции статус и права аристократии получали историческое и даже расово-антропологическое оправдание, что не могло не льстить самолюбию благородных людей. Но более дальновидные интеллектуалы, как, например, первый романист Жан-Батист Дюбо (1670-1742), аббат, дипломат и академик, догадывались, что германизм - это внутриполитическая диверсия, в свете неизбежной трансформации государств из сословных в национальные. Со временем эта дискуссия перешла в популярную плоскость, и, когда французских аристократов тысячами тащили на гильотину, начитанные обыватели наверняка видели в жертвах Революции прямых потомков «диких германских оккупантов», которые некогда «поработили цветущую Галлию» и «навязали народу мерзкие феодальные порядки». Такое «перевернутое» использование германизма в политических дискуссиях продолжалось во Франции даже в XIX веке. Огюстен Тьерри (1795-1856), которому Маркс приписывал изобретение концепции «классовой борьбы», возводил борьбу «третьего сословия» с феодалами в Англии и Франции к исконной борьбе покоренного народа с германскими завоевателями. Его творчество было востребовано публикой в эпоху Реставрации во Франции, когда буржуазию возмущала власть «старорежимного» дворянства, навязанная иноземными штыками («все сходится!»).
https://culturgy.livejournal.com/14507.html
Tags: история, национализм, национальное государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments