dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Categories:

Анастасия Миронова: почему именно в России сегодня не работает отбор лучших

Удивительно, но даже в девяностые у нас были музыканты, режиссеры, писатели, интересные загранице. А сейчас нет.
От нас не выходят мировые звезды. Знаете, почему? Потому что для создания конкурентной эстрады, литературы, вообще конкурентного на мировом рынке искусства, нужно иметь прозрачное, свободное от всего, кроме, так сказать, рынка, профессиональное сообщество.
Производство культурной хряпы для внутреннего пользования — одна задача, она может переживать воздействие идеологии, может служить официозу, а может — только распилу бюджета. Все все будут понимать и отворачиваться от местного продукта, пока его не начнут распределять насильно.
Но с экспортом так не работает. На экспорт нужно отправлять только лучших. Для чего в стране должна работать система отбора лучших. То есть, должны существовать организованные по прозрачным правилам профессиональные сообщества...
У нас эта система не работает: на радийные эфиры попадают не лучшие, а по договоренностям. Телевизор — просто кормушка для узкого круга лиц.
Музыкальные премии вручаются своим, музыкальной критики фактически не существует, а на конкурс отправляют то инвалида, потому что надо навредить Украине, то середнячка, ведь он «так старается».
И так сегодня обстоят дела во всех сферах культуры. Русский театр теряет зарубежного зрителя, потому что нарушен механизм отбора и экспорта лучших. Его убили господдержка и идеология, из-за которых во главе театров встают пропагандисты и лоялисты.
Но особенно трагично положение дел в литературе. Нашу современную литературу не знают, ею не интересуются, потому что не работает экспортный механизм. Российская литература перестала экспортироваться, потому что у нас нет сегодня профессионального сообщества, которое отбирало бы лучших...

Есть еще выдающийся тип деятелей, которые корпоративную этику паучьей банки прикрывают убеждением, будто награды и конкурсы должны не лучших выявлять, а поддерживать второстепенных, чтобы сохранять разнообразие. И существуют театральные, литературные премии, в которых скрыто или даже явно указано, что они не принимают к рассмотрению заявки от лауреатов других премий.

Почему? Потому что хотят дать шанс середнячкам. Дескать, если случился в благословенной России большой спектакль, снят великий фильм, написана выдающаяся книга, которые уже получили одну награду, больше не надо их отмечать, лучше дать шанс другому, чтобы случилось то самое пресловутое разнообразие. Но это, как мы видим, не работает.

Профессиональное сообщество, репутационно и коммерчески не заинтересованное в выявлении лучших, поставляет на рынок лишь посредственностей, из которых иногда в большую культуру все же прорывается большой талант, но делает это вопреки индустрии...

Возьмите, к примеру, балет. Я недавно посмотрела фильм «Белая ворона» про Рудольфа Нуреева и вспомнила историю балета. Почему Нуреева не хотели выпускать сначала на парижских гастролях в первом составе? Потому что КГБ признало его ненадежным. Почему в итоге выпустили? Потому что поняли, что иностранцы будут платить только за выступление лучших. Нуреев оттанцевал и остался в Париже. После этого в советском балете произошло ненадолго затишье: звезд задвинули, на первый план вышли лояльные, безопасные, свои… Однако очень быстро партии и ГБ пришлось выбирать между лояльностью и талантом: как только на сцене что Ленинградского театра им. Кирова, что Большого театра в Москве отменяли конкуренцию и отбор лучших, они переставали интересовать заграницу...

Почему русская литературная, музыкальная, изобразительная классика рубежа XIX-XX веков получила мировое признание? Потому что тогда на международный рынок вышли лучшие, победившие в России, так сказать, во внутреннем отборе. В стране существовали меценаты, отмечавшие лучших, а не вторых, была независимая критика, были даже конкурсы. Были журналы, издатели, заинтересованные печатать лучших, а не тех, кем пытаются разнообразить ландшафт...
https://www.gazeta.ru/comments/column/mironova/12955597.shtml
Tags: кремляне, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments