Тот факт, что Таня Кюне наряду с другими немцами - музыкантами, фитнес-тренерами и автопроизводителями - покупала фейковые лайки в интернете, выявили репортеры объединенной сети расследователей немецкой газеты Süddeutsche Zeitung и телерадиокомпаний NDR и WDR. По их данным, услугами Paidlikes пользовались немецкие политики всех крупнейших партий: 17 представителей консервативного блока Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС), столько же либералов из СвДП, 14 политиков от Социал-демократической партии Германии (СДПГ), 11 правых популистов из "Альтернативы для Германии" (АдГ), и по три от "зеленых" и Левой партии.
Были ли заказчиками именно те, чьи страницы в соцсетях получили фейковые лайки, доподлинно неизвестно. В случае Тани Кюне это было так, однако многие политики отрицают, что платили провайдерам поддельных лайков. Не исключено, что они говорят правду. За лайки могли заплатить как сторонники политиков, так и их конкуренты - в надежде осквернить противника нелестной историей. Клики могли быть и отвлекающим маневром, чтобы завуалировать настоящие манипуляции...
Проблема в том, что за этим стоит целая индустрия интернет-манипуляций, поясняет Себастьян Бэй, шведский эксперт по цифровым технологиям из East StratCom Task Force - оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям НАТО, базирующейся в Риге. StratCom не является частью командной структуры военного альянса, но консультирует НАТО. "Мы обнаружили компании по всему миру, которые зарабатывают на манипуляциях в соцсетях, - говорит Бэй, - в Европе, России, на Филиппинах, в Западной Африке".
Бэя и его коллег в первую очередь беспокоит то, что манипуляции стали дешевыми и общедоступными. За 300 евро эксперты в качестве эксперимента смогли купить тысячи комментариев и фолловеров, десятки тысяч лайков и просмотров. "Сначала мы думали, что для этого нам нужно будет искать хакеров в самых темных уголках даркнета. Но все оказалось гораздо проще - поставщиков таких услуг можно найти в Google и Bing. Они даже рекламу дают в этих поисковиках".
Бизнес на интернет-манипуляциях чреват серьезными последствиями. "Представьте, что владелец закусочной покупает себе позитивные отзывы, а своим конкурентам - негативные. Это же просто мошенничество" - возмущается Бэй, добавляя, что такие техногиганты, как Google и Facebook, принимают недостаточно мер против подобных афер...
https://www.dw.com/ru/%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE-%D0%B8-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE/a-51863607