Все открылось 9 февраля благодаря твиту Министерства финансов Великобритании: «Удивительный пятничный факт: миллионы из вас благодаря налогам помогли положить конец работорговле. Знаете ли вы, что в 1833 году Британия потратила 20 миллионов фунтов на то, чтобы купить свободу всем рабам в Империи? Сумма заимствованных для закона об отмене рабства денег была столь велика, что выплачивалась вплоть до 2015 года. А это значит, что ныне живущие британские граждане помогли расплатиться за отмену работорговли»...
Во-первых, британская работорговля была отменена не в 1833 году, а в 1807 году. Во-вторых, в 1833 году рабство было отменено не во всех частях Британской империи. Новый закон применялся к британским Карибским островам, Маврикию и Капской колонии в современной Южной Африке, но не к Цейлону (ныне Шри-Ланка) или, например, Британской Индии. В-третьих, в 1833 году рабы, вкалывавшие на плантациях, не получили никакой свободы, поскольку до 1838 года были вынуждены работать в неволе, без оплаты...
Центральная роль Великобритании за все 500 лет работорговли и плантационного рабства часто растворяется подобно горькой таблетке в гораздо более приемлемой роли, сыгранной в истории отмены рабства. Повествование часто начинается со скамей Церкви Святой Троицы в Клапеме, где молился ангелоподобный Уильям Уилберфорс. Сегодня на витражах над алтарем этой церкви можно увидеть изображение, на которой он в 1807 году сообщает весть об отмене работорговли стоящей перед ним на коленях чернокожей женщине. Вокруг Уилберфорса объединилась группа социальных реформаторов Англиканской церкви, которые возглавили кампанию против работорговли, а затем настаивали на борьбе за отмену плантационного рабства в 1833 году. В течение последних нескольких десятилетий ученые также подчеркивали то, каким образом движение против рабства зависит от расширения демократического участия в гражданских дебатах, при этом в рядах аболиционистов решающую роль сыграли британские женщины и рабочие классы. Британских парламентариев завалили тысячами петиций от простых граждан, требовавших принятия законов, которые в конечном итоге положили конец рабству.
Аболиционисты Великобритании утверждали, что рабство является нарушением божьей воли. Поскольку каждый человек обладал душой, утверждали они, ни один не может стать собственностью другого, не извратив божественный план...
Эрик Уильямс, историк рабства и человек, ставший первым премьер-министром независимого Тринидада в 1962 году, утверждал, что рабство в Британской империи было отменено только после того, как перестало быть экономически полезным. Многие британские торговцы, занимавшиеся продажей в Великобритании кубинского, бразильского и вест-индского сахара, хотели положить конец всем тем пошлинам и мерам защиты, что обеспечивали сохранность вест-индийской сахарной монополии. Британские капиталисты также увидели новые возможности для получения прибыли по всему миру, от Южной Америки до Австралии, поскольку новые транспортные и военные технологии — пароходы, канонерки и железные дороги — позволили европейским поселенцам пересекать новые границы. К 1833 году экономическая система британского рабства уже была при смерти, оставалось только покончить с ней официально...
Помимо денег, рабовладельцы получили и другую компенсацию: гарантированный свободный труд чернокожих на плантациях в течение нескольких лет после освобождения. Так рабы должны были выплатить репарации своим угнетателям. В полночь 1 августа 1834 года невольников перевели из юридической категории рабства в новое состояние, называемое «ученичеством». Изначально договоренность предполагала срок в 12 лет, но затем его сократили до четырех. В этот период Великобритания заявила, что станет учить чернокожих ответственному использованию своей свободы и выведет их из естественного состояния дикости. Однако обучение это предусматривало продолжение неоплачиваемого труда тех же людей на тех же плантациях, где они работали накануне...
Крис Манджапра (Kris Manjapra)
The Guardian, Великобритания
https://inosmi.ru/amp/social/20180420/242026322.html