В Уголовном кодексе накопилось достаточно количество составов, по которым можно привлекать людей к ответственности за тексты в интернете. Одной из самых «перспективных» в этом отношении выглядит статья 205.2, принятая в 2006 году во время первой волны российской «борьбы с экстремизмом» и предусматривающая до 7 лет лишения свободы за публичное оправдание терроризма в интернете. Насколько широко силовики намерены трактовать «оправдание терроризма», видно по делу псковской журналистки «Эха Москвы» Светланы Прокопьевой, которую задержали за рассуждения о роли государства в подрыве архангельским подростком приемной ФСБ. 205.2 — это более тяжелая статья, чем 282-я, максимальным наказанием по которой (в случае повторного нарушения после привлечения к административной ответственности) сегодня остается пять лет лишения свободы. К тому же манипулировать общественным мнением, выставляя людей вроде Прокопьевой «террористами» гораздо удобнее. Террористов все боятся, а кто такой экстремист — никому не понятно, даже гражданину законодателю.
Основное изменение дизайна российского «антиэкстремизма» состоит в том, что вместе с изменением набора статей, которые используются для политической цензуры, меняется их подследственность. 282-я была делом Центра «Э» в составе полиции, 205.2, согласно УПК, расследуется Следственным комитетом или ФСБ. Поскольку никакой общей политики у государства в этой сфере давно нет, а есть войны силовых ведомств, то декриминализация стала просто очередным перераспределением ресурсов.
То, чем занимались в Центре «Э», теперь будет в зоне ответственности чекистов, и они будут требовать под нее новых бюджетов и ресурсов.
Низовая «стабильность», «профилактические беседы» и показательные задержания инакомыслящих теперь будут обеспечиваться теми гражданами в штатском, которые уже давно присматриваются к прямому управлению российской политикой поверх администрации президента, не говоря уже о Дмитрии Медведеве или Вячеславе Володине.
Так что если кто-то ждал оттепели в связи с частичным отказом государства от 282-й, то у нас плохие новости: силовое принуждение к единомыслию и стабильности в обществе просто передано в другие руки. Те самые, которые чистые и растут от горячего сердца.
Кирилл Мартынов
http://worldcrisis.ru/crisis/3284003?utm_source=subscr&utm_medium=mail&utm_campaign=best