dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Category:

The National Interest (США): российско-американские отношения в новую эпоху

Россия больше не находится в центре внимания американской внешней политики, пусть даже Соединенные Штаты остаются для нее главным приоритетом. Сегодня США сосредоточены на разрешении других вопросов, включая Китай и международный терроризм. Новая Стратегия национальной безопасности не меняет эту картину, хотя и определяет Россию как ревизионистскую державу и стратегического конкурента. Схожим образом в ней идентифицирован и Китай, к тому же она называет главными угрозами безопасности Иран, Северную Корею и международный терроризм...
Состязательный характер российско-американских отношений ни для кого не является сюрпризом. Именно он является преобладающим во взаимодействии двух стран с тех пор, как в конце XIX века Соединенные Штаты стали глобальной державой. Потом Соединенные Штаты и Российская империя, а также Япония боролись за влияние в Маньчжурии. В 1904 году, на ранних этапах русско-японской войны, Соединенные Штаты в лучших традициях реальной политики склонились на сторону Японии, посчитав ее более слабой державой. Они изменили свою позицию лишь после того, как Япония нанесла поражение России на суше и на море...
Даже редкие периоды сотрудничества были не столь убедительными, как могло бы показаться на первый взгляд. Так, победоносный альянс в борьбе с нацистской Германией характеризовался глубоким недоверием. Россия и США сражались не столько вместе, сколько параллельно на восточном и западном фронтах соответственно...
На самом элементарном уровне соперничество между крупными державами является неотъемлемым условием международных отношений. Это тем более верно, когда речь идет о динамичных экспансионистских державах, преследующих свои интересы главным образом в Восточной Азии и Европе — а именно так можно охарактеризовать Америку и Россию...
Тем не менее одного состязательного характера отношений двух крупных держав недостаточно, чтобы объяснить силу и продолжительность антагонизма, не идущего в сравнение с тем, который наблюдается в отношениях Америки — и по большей части России — с другими крупными державами...
Россия всегда была озабочена проблемой защиты от внешних врагов и внутренних смут своей обширной, малонаселенной, многонациональной территории, которая не может похвастать внушительными физическими барьерами, отделяющими ее от влиятельных или нестабильных соседей. Вот почему Россия так держится за свою стратегию: отодвигает границы как можно дальше от сердца страны и пытается ограничить иностранные влияния на подконтрольных территориях. Соединенные Штаты, напротив, чувствуют себя в физической безопасности с тех пор, как в середине девятнадцатого века заняли господствующее положение в Северной Америке: на севере и юге они граничат с довольно слабыми государствами, а на востоке и западе окружены обширными океанами. Будучи торговой нацией, США за редким исключением пускались в заграничные авантюры не для того, чтобы физически контролировать территорию, а с тем, чтобы открыть рынки для американских товаров и обеспечить ресурсы для устойчивого экономического роста и благополучия у себя дома.
В какой-то момент российская экспансия в поисках безопасности столкнулась с американской экспансией в поисках рынков сначала в Восточной Азии, а затем в Европе....
Различные требования к безопасности и благополучию также способствовали фундаментальному расхождению в понимании мирового порядка. Чисто вестфальский взгляд на суверенитет (по крайней мере, в случае крупных держав), пристрастие к сферам влияния и глобальное управление путем достижения ряда договоренностей с отдельными влиятельными державами отлично соответствуют российским представлениям о безопасности. Соединенные Штаты, напротив, предпочитают глобальный порядок, способствующий внедрению коммерческой деятельности — то есть никаких исключительных сфер влияния, — и согласованные правила участия в коммерческой и, в конечном итоге, геополитической конкуренции...
На протяжении многих лет понятие американской исключительности развивалось из идеи нации, фундаментом для которой послужил набор демократических идеалов, а не этническая или территориальная принадлежность — в отличие от ведущих европейских стран...
США считали себя не просто одним из мировых лидеров, но единственным лидером, оплотом либерального мирового порядка, «незаменимой нацией», определяющей международную повестку дня и действующей на благо всех стран и народов. Таким образом, американская исключительность подразумевает однополярность.
Россия, напротив, видела свою исключительность в достижении справедливого мирового порядка, основанного на религиозных принципах в царский период и марксистских — в советское время... Сегодня, следуя примеру своих предшественников, Путин выступает в качестве ведущего защитника справедливого, демократического мирового порядка, основанного на равенстве суверенных государств, против американских притязаний на однополярность.
В своих крайних проявлениях американская и российская исключительности оказываются несовместимыми понятиями. В американской концепции нет места для других крупных держав, — по-настоящему мировой лидер может быть только один, — тогда как российская идеология исключает американское лидерство, поскольку стремится к объединению влиятельных держав в своего рода единый орган глобального управления...
На Соединенные Штаты приходится львиная доля ведущих мировых университетов и научных центров. Страна превосходит Китай, Европейский союз и Россию в области исследований и разработок как в абсолютном выражении, так и в доле ВВП...
Однако в последние годы встал вопрос о готовности страны нести бремя мирового лидерства. Ослабление влияния началось при президенте Бараке Обаме (Barack Obama): американская общественность устала от слишком активной — и далеко не самой успешной — внешней политики президента Джорджа Буша (George W. Bush). Подход президента Дональда Трампа «Америка прежде всего» и особенно его протекционистская экономическая политика и развенчание ценности альянсов вывели это отчуждение на новый уровень. Хотя этот политический курс натолкнулся на значительное сопротивление со стороны элит, он пользуется поддержкой большой части населения...
В результате Соединенные Штаты, скорее всего, снова начнут воспринимать себя скорее как одного из мировых лидеров, чем как единственного глобального лидера...
Ценности: учитывая историю и сложившуюся традицию можно предположить, что ценностный разрыв между Россией и США никуда не денется. Хотя каких-то крупных достижений в области демократии ждать не приходится, в России может возникнуть тенденция к либерализации, которая, вероятно, ослабит напряженность, но не устранит ее полностью. Россия, со своей стороны, готова допустить сосуществование разных систем ценностей. Вопрос в том, можно ли утверждать то же самое в отношении Соединенных Штатов. Правда есть вероятность того, что США вернутся к позиции, которую занимали до Первой мировой войны, когда они поддерживали распространение демократии, но в конечном итоге были готовы защищать только свою. Такая политика сбавила бы градус напряженности в отношениях с Россией...
Удастся ли найти золотую середину между неизбежной конкуренцией и возможным сотрудничеством?.. Конкуренция не потребует от лидеров особого воображения, поскольку будет простым продолжением нынешнего курса... В этом смысле продолжение конкуренции является совсем несложным выбором. Смещение равновесия в сторону сотрудничества требует гораздо больших усилий и сопряжено с более серьезным политическим риском...
Томас Грэм — управляющий директор Kissinger Associates, старший директор по России в Совете национальной безопасности США в период с 2004 по 2007 годы.
https://inosmi.ru/politic/20190111/244370470.html
https://nationalinterest.org/feature/us-russian-relations-new-era-40637
Tags: переговоры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments