К счастью для разработчика, бесстрашный и обожаемый многомиллиардный подрядчик из США спешил на помощь. Поскольку Железный занавес в Европе ушёл в прошлое, гигант «Локхид Мартин» начал вливать деньги в программу Як-141, чтобы присвоить несколько очень сладких секретных технологий. Две компании якобы подписали в 1991 году соглашение (о чём умалчивалось до 1995 года), которое предполагало финансирование дополнительных прототипов Як-141. Также планировалось вывезти оставшийся лётный экземпляр на авиашоу в Фарнборо в сентябре 1992 года.
Впрочем менеджмент «Локхид», скорее всего, совсем не собирался помогать с экспортом Як-141. Было бы более разумно предположить, что весь контракт был прикрытием для закупки тестовых данных по программе Як-141...
Взгляните на этот документ по технологии СВВП ОКБ им. Яковлева, опубликованный НАСА в 1993 году:
«Военная техника, которая ранее была высоко оценена на основе данных нашего военного планирования, сейчас открыто демонстрируется на авиашоу по всему миру… Такая среда позволила посетить ОКБ им. Яковлева (Як) для оценки технологии вертикального/короткого взлета и посадки (СВКВП). ОБК им. Яковлева — единственное в бывшем-СССР конструкторское бюро, имеющее опыт производства СВКВП. В нём были разработаны два проекта, поднявшиеся в воздух — Як-38 «Форджер» и Як-141 «Фристайл»».
Это критически важные данные, которые, вероятно, помогли направить в нужное русло разработку инженерных систем, ставших сердцем и душой современного F-35...
Журнал «Эйр Форс Мэгезин» в 1998 году даже упомянул связь с Як-141 как одну из особенностей программы единого ударного истребителя, после того как F-35 компании «Локхид» был выбран для серийного производства.
«Поворачивающееся сопло заднего двигателя — это лицензионная разработка конструкторского бюро имени Яковлева в России, которая была опробована на истребителе вертикального взлёта и посадки Як-141. Это было всё или ничего… Если бы концепция движителя не сработала, мы, очевидно, не собирались быть конкурентоспособными». Глава «Боинг» Дэниелс заявил, что концепция подъёмного двигателя, «вероятно, самая важная деталь» во всём конкурсе».
Для пущей ясности стоит отметить, что в общих чертах дизайн F-35 не основан на Як-141: советский самолёт использовал другой метод стабилизации (обратите внимание на две реактивные струи в передней части аппарата на этом GIF) и имел другой аэродинамический профиль...
https://inosmi.ru/military/20180430/242121007.html