По данным судебного департамента при Верховном суде РФ за 2017 год, на которые ссылается в своей публикации "Коммерсант", все больше приговоров выносится по статьям 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ), 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ), 282 (возбуждение ненависти, вражды, а равно уничижение достоинства человека), 282.1 (организация экстремистского сообщества), 282.2 (организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм), 282.3 (финансирование экстремистской деятельности) главы 29 УК РФ.
В целом по этим статьям в 2017 году осудили 604 человека, а в 2011-м таковых было только 149 человек. При этом в прошедшем году больше всего - 460 человек - были осуждены по статье 282.
"На самом деле осужденных больше. Есть еще те, у кого эти статьи проходят дополнительным обвинением, но подсчитать всех сложно", - рассказал изданию директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский. По его словам, надо также учитывать осужденных по части 1 статьи 148 (публичное неуважение к обществу в целях оскорбления чувств верующих), статьи 205.2 (публичные призывы к терроризму, оправдание или пропаганда терроризма) и статьи 354.1 (реабилитация нацизма). А это еще 39 осужденных.
Верховский отметил, что каждый год стабильно прибавляется по 50-60 приговоров по "экстремистским" статьям. По его мнению, это говорит о том, что "система работает на количественный показатель". В основном обвиняемыми становятся региональные активисты, которых привлекают за "малоприятные, но неопасные" высказывания.
Отметим, согласно исследованию Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), опубликованном в мае 2016 года, антиэкстремистское законодательство позволяет трактовать понятие экстремизма настолько широко, что под него можно подвести и публичное несогласие с действующим политическим курсом, дающее пространство для разных трактовок.
Кроме того, под экстремистскую деятельность может попасть и то, что в действительности должно считаться "антиэкстремизмом", отмечают исследователи ЦЭПР. Иными словами, люди осуждают негативные практики, связанные с экстремизмом, но их действия трактуются как экстремистские.
Подробнее: https://www.newsru.com/russia/19apr2018/extrm.html
Бывший сотрудник мурманского управления МВД РФ по противодействию экстремизму, также известного как Центр "Э", Дмитрий Джулай в беседе с порталом "Медиазона" рассказал о переменах, которые произошли в ведомстве за последние два года. По его словам, если первое время они с коллегами занимались полевой работой, интересными громкими делами, связанными с организованной преступностью, то сейчас борцы с экстремистами большую часть рабочего времени посвящают поиску спорных картинок в социальных сетях...
Потом, в 2016 году, в управлении поменялся руководитель. "В первые три месяца его руководства ушли десять человек из 15 сотрудников: кто на пенсию, кто уволился, потому что перевестись нормально ни у кого не получилось. Реальная работа заменилась бумажной, вместо реальных преступлений и работы в поле стали делать административки и искать 282-е в интернете, не вставая со стула. Административки в диком количестве требовали", - посетовал собеседник портала...
Экс-сотрудник Центра "Э" также отметил, что на место "палочной системы" в МВД пришел АППГ - "аналогичный период прошлого года". Принцип новой системы простой - если в прошлом году было выявлено столько-то преступлений, то в следующем нужно выявить больше: "Если ты не выявил, то ты негодяй, лодырь и бездельник". Он также добавил, что некоторые сотрудники "в силу своих умственных способностей" не могли получить доказательства по делу процессуальным путем, а потому "занимались выбиванием".
Подробнее: https://www.newsru.com/russia/06feb2018/july.html