Эти обещания, впрочем, не были изложены на бумаге.
. . .
Девятого февраля 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер заявил Шеварднадзе:
«Нейтральная Германия, несомненно, нарастила бы свой ядерный потенциал. Однако Германии, надежно закрепленной в составе изменившегося НАТО, – то есть не военного, а скорее политического альянса, – он не понадобится. Конечно же, должны быть стопроцентные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут распространяться на восток. И это должно быть сделано так, чтобы удовлетворить восточных соседей Германии».
В тот же день он повторил эту мысль Горбачеву: «Если мы сохраним свое присутствие в Германии как части НАТО, альянс – будь то его юрисдикция или войска – ни на дюйм не продвинется на восток». Это, как он объяснил, было уступкой Запада в обмен на сохранение Германии в альянсе. Горбачев ответил, что в любом случае «расширение зоны НАТО неприемлемо». «Мы с этим согласны», – подтвердил Бейкер.
В проходящих параллельно переговорах директор ЦРУ Роберт Гейтс предложил то же самое своему коллеге из КГБ Владимиру Крючкову.
Еще в марте 1991 года, спустя полгода после того, как Германия стала единой, британский премьер-министр Джон Мейджор заверялсоветского министра обороны Дмитрия Язова, что НАТО не будет продвигаться на восток и что «сам он не видит обстоятельств – сейчас или в будущем, при которых страны Восточной Европы могли бы стать членами альянса». Со своей стороны тогдашний генсек НАТО Манфред Вернер убедил российскую делегацию (которая сообщила об этом президенту Ельцину), что лично он и 13 из 16 членов альянса против расширения.
Подробнее на https://khazin.ru/articles/11-analitika-i-prognozy/56342-tsinizm-i-nastorozhennost-pochemu-putin-ne-doverjaet-zapadu