dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Categories:

Русская авиационная промышленность и наука в дореволюционной России

...в 1904 году в подмосковном посёлке Кучино появился первый в Европе аэродинамический институт. Создал его молодой миллионер Дмитрий Павлович Рябушинский на собственные средства. Научную работу института возглавлял знаменитый профессор Московского университета, основоположник аэродинамики как науки Николай Егорович Жуковский — еще один «первый в мире»...
Первое учебное заведение для аэронавтов — так в обозначенный период времени именовали пилотов воздушных шаров и дирижаблей — было образовано в 1885 году в окрестностях Санкт-Петербурга. Им стал «Учебный воздухоплавательный парк». С него фактически всё и началось. Здесь не только готовили будущих воздухоплавателей, но и вели разработки собственных моделей аэростатов и дирижаблей...
Оказавшийся среди очевидцев трагедии никому пока не известный Глеб Евгеньевич Котельников уже через год представил своё изобретение — ранцевый парашют РК-1 (русский, Котельникова, первая модель). Дело в том, что до этого лётчиками использовались специальные сложенные зонты, которые были крайне ненадежны и крепились к конструкции самого самолета. Котельников же предложил парашют, уложенный в ранец, который крепился к человеку и раскрывался, когда прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Все испытания прошли на «ура», и вскоре русское изобретение получило признание во всём мире...
Помимо Офицерской воздухоплавательной школы в 1910 году Великий князь Александр Михайлович также создал Севастопольскую офицерскую школу авиации. До революции школа успела подготовить 609 летчиков, (376 офицеров и 233 нижних чина). В советское время школа авиации трансформировалась в «Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков», где учился знаменитый Покрышкин...
Аэроклубы и товарищества воздухоплавания стали появляться в крупных городах России: в 1908 году появился Всероссийский аэроклуб, который в 1909 году получил высочайшее покровительство и стал называться Императорским. В марте 1908 года образовался Одесский аэроклуб, в октябре 1909-го — Киевское общество воздухоплавателей, в марте 1910-го — Московское общество воздухоплавателей, в это же время появляется воздухоплавательный кружок в Иркутске. К 1911 году в России существовало уже более десятка воздухоплавательных кружков и товариществ, из которых выйдут многие первые авиастроительные предприятия; энтузиасты-воздухоплаватели из аэроклубов станут первыми инженерами-конструкторами...
Русская авиационная промышленность до революции — это Можайский и Жуковский, первый в Европе аэродинамический институт и самый крупный воздушный парк на начало Великой войны. Это первый ранцевый парашют, сфероплан и биротативный двигатель. Это «Дукс» и «Анатра», заводы Лебедева и Щетинина, это «РБВЗ» и «ДЕКА». Это лучший в мире гидросамолёт, первый в мире пассажирский самолёт, первый в мире самолёт с четырьмя двигателями, первый в мире тяжелый бомбардировщик. Это наши первые серийные русские самолёты: «Лебеди» и «Сикорские», «Анатра-Анадэ» и «Анатра-Ансаль», летающие лодки Григоровича. Это, в конце концов, мёртвая петля и воздушный таран.

И всё это всего за семь блистательных лет. Вычеркивать их из русской истории — преступление.
https://sputnikipogrom.com/russia/44320/empire-aviation/

Update
Тот же сотрудник ЦАГИ рассказал о недавно прочитанной им книге “Крылья Сикорского” (авторы Геннадий Катышев и Вадим Михеев, книга здесь: http://royallib.com/book/katishev_g...), в которой говорилось, что в 1916 г. царское правительство приняло решение создать под Херсоном крупнейший в мире государственный многопрофильный авиационный комплекс («Авиагородок»), куда должны были входить научно-исследовательская аэродинамическая лаборатория с аэродинамической трубой, позволявшей исследовать самолеты в натуральную величину при скоростях до 320 км/ч, опытный завод для постройки самолетов, двигателей и авиационного оборудования, два серийных завода (самолетный и двигательный), высшее учебное заведение, авиашкола, а также аэродром Управления Военно-Воздушного Флота России для летных испытаний и доводки опытных самолетов - предшественник нынешнего ГНИКИ ВВС. Научными руководителями этого комплекса были приглашены профессоры Г. А. Ботезат и А. П. Фан-дер-Флит. Однако этим грандиозным планам, как и многим другим, свершиться было не дано. 1917 г. изменил весь ход событий.
Если бы не революция, якобы открывшая России дорогу к передовой науке, к высшим достижениям в авиации, космонавтике и т. д., в России уже к 1920 году была бы крупнейшая в мире аэродинамическая труба, выводившая русскую авиацию в безусловные мировые лидеры. И конечно, не случись революции, в стране остались бы работать и Сикорский, создавший в эмиграции, в США, длинный ряд великолепных летательных аппаратов, и Картвели, создатель основного истребителя армии США во Второй Мировой войне Republic Р-47 Thunderbolt, и многие другие выдающиеся авиационные инженеры (см. о них здесь: http://aviator9298.livejournal.com/103785.html )
Tags: авиа, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments