На самом деле все гораздо проще. Некоторые наши партнеры, имея право совершать наблюдательные полеты на дальность до 5500 км, значительную ее часть использовали именно над Калининградской областью, пересекая ее вдоль и поперек, и тем самым создавая проблемы для использования ограниченного воздушного пространства региона и для работы международного аэропорта Храброво. Наши попытки договориться с ними о некой разумной сдержанности успеха не возымели. Именно поэтому мы были вынуждены минимизировать издержки путем объявления максимальной дальности для полетов над Калининградской областью (500 км). Это не противоречит ни Договору, ни последующим решениям, принятым его участниками. Причем общая дальность полета, хотела бы подчеркнуть, осталась прежней (5.500 км), т.е. сохраняется и прежний охват территории России. Ну а дальность в 500 км позволяет в рамках каждого полета над Калининградской областью наблюдать любую ее точку, пусть даже самую дальнюю, т.е. сохраняется и изначальная эффективность наблюдения.
Кстати говоря, Вашингтон точно так же установил в свое время отдельную дальность для своего анклава Аляска в рамках наблюдательных полетов, начинающихся с континентальной части США.
Мне очень нравится, как говорят наши американские коллеги, которые озвучивают, в том числе и эти претензии, что они недавно на своих постах, поэтому многого не знают. Когда не знают, мы готовы подсказать, обращайтесь.
Второе. Нас обвиняют в неправомерном отказе в проведении наблюдательных полетов в 10-километровой полосе вдоль границы с «грузинскими регионами» – Абхазией и Южной Осетией.
Этот вопрос вытекает из политических разногласий. В ДОН записано, что «маршрут полета самолета наблюдения проходит не ближе десяти километров от границы прилежащего Государства, которое не является участником Договора». Для нас, так же как и для ряда других государств, Абхазия и Южная Осетия еще с 2008 г. (это я для тех, кто не так давно пришел в офисы за океаном) являются не «грузинскими регионами», а независимыми государствами, к которым в полной мере применимо процитированное положение. Причины этого хорошо известны. И если некоторые наши партнеры до сих пор не могут свыкнуться с современными политическими реалиями на Кавказе, то это проблема не наша, и уж точно не «нарушение» Договора.
Кстати, Грузия под политизированным предлогом вообще прекратила принимать российские наблюдательные полеты, и это как раз явное и грубое нарушение ключевого положения ДОН. Однако почему-то наши западные партнеры не обращают на это внимания и не высказывают Тбилиси никаких претензий.
Третье. Нам ставят в вину неправомерное использование ссылки на «форс-мажор» (обстоятельства непреодолимой силы) для внесения поправок в согласованный план наблюдательного полета в связи с перемещением первых лиц государства вблизи намеченного маршрута.
Это самое нелепое обвинение, поскольку за всю историю выполнения ДОН (с 2002 г.) подобный случай имел место лишь однажды, несколько лет назад. С тех пор этот вопрос обсуждался с партнерами, при общем понимании, что приоритет перемещения первых лиц государства, существующий, разумеется, и у других государств-участников, можно обеспечить и без ссылок на «форс-мажор».,,
Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 28 сентября 2017 года
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2879203#7
Калининградская область вся целиком — 200 на 100 км
https://russian.rt.com/opinion/434979-levental-polety-ssha-rossiya-otkrytoe-nebo