Скептики правы, говоря о том, что стороны не заключали никаких договоренностей о будущем присутствии НАТО на востоке. Однако они неверно истолковывают скрытый смысл переговоров, которые проходили в 1990 году. В конце концов, ученые и практики давно уже признали, что неформальные обязательства в мировой политике тоже берутся в расчет...
Таким образом, каким бы проблематичным ни было сегодняшнее поведение России, Москва имеет основания утверждать, что Запад нарушил свои обещания. Как показывают рассекреченные американские документы, администрация Джорджа Буша-старшего и ее союзники изо всех сил старались убедить советских руководителей, что порядок в Европе после холодной войны будет взаимоприемлемым, поскольку Советский Союз отступит, а НАТО останется на месте. Но видимо американские политические руководители не намеревались превращать этот замысел в реальность. И, хотя сегодня есть множество причин для критики России из-за ее действий, она вряд ли говорит неправду, заявляя о нарушенных обещаниях. Ведь в конечном итоге Соединенные Штаты ниспровергли ту систему, которую обещали создать...
К началу 1990-х годов американские и западногерманские руководители решили, что надо добиваться воссоединения. Но поскольку они не были уверены в том, что Советы согласятся уйти из Восточной Германии, было решено предложить им взаимовыгодный обмен.
31 января министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер публично заявил, что после объединения «расширения натовских территорий в восточном направлении не будет». Спустя два дня госсекретарь США Джеймс Бейкер встретился с Геншером, чтобы обсудить этот план. Хотя открыто Бейкер план Геншера не поддержал, он стал основой для последующих встреч между Бейкером, советским президентом Михаилом Горбачевым и министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Во время обсуждений Бейкер неоднократно подчеркивал обсуждавшуюся неформальную договоренность. Сначала он сказал Шеварднадзе, что юрисдикция НАТО «не будет продвигаться на восток», а позднее представил Горбачеву «заверения в том, что расширения нынешней юрисдикции НАТО в восточном направлении не будет». Когда Горбачев сказал, что расширение зоны НАТО неприемлемо, Бейкер ответил: «Мы с этим согласны». Наиболее показательной была встреча с Шеварднадзе 9 февраля, в ходе которой Бейкер, как показывает рассекреченная стенограмма Госдепартамента, пообещал «железные гарантии того, что юрисдикция и силы НАТО не будут продвигаться на восток». Подтверждая это, западногерманский канцлер Гельмут Коль на следующий день во время встречи в Москве взял на себя аналогичное обязательство.
В тот момент отчетливо просматривались контуры нового стратегического ландшафта: Германия объединится, Советский Союз отойдет назад, а НАТО будет стоять на месте. Согласно любому обычному пониманию термина «восток», все страны, которые позже были включены в состав НАТО, должны были остаться за пределами западной орбиты. В дипломатической депеше по итогам встреч Бейкера говорится: «Госсекретарь четко дал понять, что США долгие годы поддерживали идею объединения [Германии], что мы поддерживаем концепцию единой Германии в составе НАТО, однако готовы гарантировать, что военное присутствие НАТО не будет расширяться дальше на восток». Из этого Москва могла легко сделать логический вывод о том, что на согласие Советов объединить Германию Запад ответит собственной сдержанностью. Поэтому, когда советские руководители давали согласие на переговоры об объединении Германии, они наверняка думали, что соглашаются на вполне конкретный равноценный обмен...
Столкнувшись впоследствии со стратегическим вакуумом в Восточной Европе, Вашингтон в новых условиях вполне ожидаемо проигнорировал прежние обещания, посчитав расширение НАТО стратегической необходимостью. Не было здесь никакого двуличия — это была обычная международная политика.
В то же время российские лидеры наверняка говорят правду, когда утверждают, что в основе действий Москвы на Украине лежит страх и чувство незащищенности. Марш НАТО на восток по вполне понятным причинам привел к тому, что Россия чувствует себя изолированной и осажденной, не имея надежных партнеров по переговорам. Никто не мог предвидеть, что украинское правительство падет под революционным напором, и что западные страны отнесутся к этой революции с симпатией. Реакцию России можно осуждать и критиковать, но ее нельзя считать неожиданной.
Поскольку все предложения по урегулированию кризиса на Украине в той или иной мере зависят от сотрудничества России, политическим руководителям необходимо усвоить главный урок 1990 года: если Вашингтон хочет снизить напряженность в отношениях с Москвой, ему надо существенно ограничить присутствие НАТО на востоке.
http://inosmi.ru/russia/20141031/224004469.html
http://www.foreignaffairs.com/articles/142310/joshua-r-itzkowitz-shifrinson/put-it-in-writing