dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Categories:

Тайна триединства: о природе общерусского проекта — Sputnik & Pogrom

Нацию принято рассматривать как феномен эпохи Модерна, возникший не ранее второй половины 18 столетия (Война за независимость США и Великая французская революция стали ключевыми событиями в истории национализма). Вместе с тем, очевидно, что нации возникли не на пустом месте, они выросли из досовременных этнических групп...
Русская идентичность была свойственна всем землям Древней Руси: Киев, Ростов и Полоцк, разделённые сегодня государственными границами, воспринимались современниками как русские города. «Даяти углады [дань] на руские городы: пѣрвое на Киевъ, таже и на Черниговъ, и на Переяславлъ, и на Полътескъ [Полоцк], и на Ростовъ и на Любечь и на прочая городы» — гласило одно из условий первого международного договора Руси с Византией, заключённого в 907 году и дошедшего до нас в составе «Повести временных лет» (начало 12 века)...
Как справедливо утверждал русский историк А.Е. Пресняков, «для Киевского периода решающее значение имеет полное отсутствие признаков, которые позволяли бы сказать, что между южноруссами и северноруссами тех времён существовало сознание племенного и национального различия. Вражда киевлян и новгородцев, киевлян и суздальцев проявляется не в иных и не более резких формах, чем, например, соперничество в борьбе владимирцев и ростовцев во время усобиц между сыновьями Андрея Боголюбского»...
Этнокультурное единство Руси в удельный период получило отражение в «Слове о погибели Русской земли», написанном в первой половине 13 века...
В «Слове» дано чёткое описание границ Русской земли: «Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви». То есть Русь располагалась в следующих пределах: на западе она соседствовала с землями венгров, чехов, поляков, литовцев, ятвягов и проживающих в Прибалтике немцев, на востоке — с землями волжских булгар, буртасов, черемисов (марийцев) и на севере — с землями карелов и Белым (Дышащим) морем...
Например, знаменитый полоцкий первопечатник 16 века, подданный Великого княжества Литовского Франциск Скорина (являющийся сегодня ключевой фигурой белорусского исторического нарратива) территорию своей малой родины обозначал термином «Русь» («братия моя Русь»), а перевод Священного Писания на язык своих земляков назвал «Библия Руска». В большинстве исторических источников этническая принадлежность полоцкого первопечатника определяется как «русин» или «рус», а его родной язык — как «русский»...
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии» (середина 16 века) отмечал: «Руссией владеют ныне три государя: большая её часть принадлежит князю московскому, вторым является великий князь литовский, третьим — король польский, сейчас владеющий как Польшей, так и Литвой».
Другой зарубежный дипломат — посол германского императора барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, писал: «Имя России простирается далеко, потому что заключает всё пространство от гор Сарматских [Карпат] и реки Тиры, называемой жителями Днестром, через обе Волыни к Борисфену [Днепру] и к равнинам Полоцким, сопредельным Малой Польше, древней Литве и Ливонии, даже до Финского залива, и всю страну от Карелов, Лапонцев и Северного Океана, во всю длину пределов Скифии, даже до Ногайских, Волжских и Перекопских Татар. А под названием Великой России Москвитяне разумеют то пространство, которое заключается в пределах Ливонии, Белого моря, Татар и Днепра и обыкновенно слывёт под названием „Московия“. Под Малою же Россиею разумеются области: Браславская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмскою, Волынская и Киевская, лежащие между Скифскими пустынями, реками Днепром, Припятью и Вепрем, Малою Польшею и Карпатскими горами. А под Белою — области, заключающиеся между Припятью, Днепром и Двиною, с городами: Новгородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами. Всё это когда-то принадлежало по праву Русским, но, по военным случайностям, они уступили счастью и храбрости Поляков и Литовцев»...
После демократизации общественно-политической жизни в начале 20 века в стране появились влиятельные националистические организации, получившие широкое представительство в Государственной Думе. Причём наибольшей поддержкой русские националисты пользовались в Малороссии и Белоруссии, где значительный процент населения составляли инородцы (поляки и евреи).
Либералы и социалисты часто поднимали в парламенте «украинский вопрос», выступая с сепаратистских позиций. Однако многочисленные малороссийские депутаты, принадлежавшие, главным образом, к правым партиям неизменно давали жёсткую отповедь своим «доброжелателям»... отрывок из думской речи депутата от Черниговской губернии, будущего участника Белого движения Г.В. Скоропадского: «Перехожу к тем депутатам, которые затронули малороссийский вопрос. Говорили они о том, что малороссы особый народ, угнетённый, что у них особый язык, который тоже преследуется, и проч. и проч. Мы, малороссы, никак не можем отделаться от непрошенных защитников, которые обыкновенно выступают из среды инородцев. Член Государственной Думы Булат [литовский социалист], который поднял этот вопрос, и другие должны помнить, что мы такие же хозяева земли Русской, как великороссы, что у нас одни и те же государственные задачи, одни и те же друзья и враги»...
Историческая обоснованность общерусской национальной идеологии признавалась и зарубежными исследователями. Так, авторитетный чешский этнограф Любор Нидерле писал: «Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность».
Эти слова были написаны чешским профессором в 1925 году, в самый разгар большевистской «коренизации», когда малорусам и белорусам методами административного нажима внушалось нерусское национальное самосознание и тем самым разрушалось пронесённое через века осознание общерусского единства.
Тайна триединства: о природе общерусского проекта — Sputnik & Pogrom
Tags: Белоруссия, Украина, история, русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments