dburtsev (dburtsev) wrote,
dburtsev
dburtsev

Как Голливуд шел на поводу у нацистов

... наткнулся на документ, который мне показался совершенно шокирующим. Это было письмо от киностудии XX Century Fox, ее немецкого подразделения, в котором Гитлера просили высказать свое мнение о значимости американских фильмов для Германии. А заканчивалось письмо верноподданническим "Хайль Гитлер!"...
Почти 10 лет ушло у меня на архивные исследования в Германии и в США, пока постепенно не сложилась картина, из которой явствовало, что в 30-е годы голливудские студии приглашали генерального консула Германии в Лос-Анджелесе на частные просмотры, после которых по его указаниям в фильмы вносились те или иные коррективы, устранялись неблагоприятные для Германии слова и кадры. Все это делалось для сохранения прибыльного германского рынка.
Би-би-си: Но ведь Голливуд создавался в основном евреями, выходцами из Восточной Европы, и к 30-м годам это первое поколение голливудских магнатов все еще прочно оставалось в силе. К тому же сразу после того, как нацисты пришли к власти в Германии, множество режиссеров - Эрнст Любич, Фриц Ланг, даже великий Билли Уйалдер - бежали из Европы и находили прибежище в Голливуде. Трудно укладывается в голове, как в таком климате, в такой атмосфере неприятия нацизма - пусть даже его страшные грядущие преступления еще и не были совершены - американский кинобизнес мог пойти на сотрудничество с гитлеровским режимом? Неужели все дело в неуемной жажде прибыли?
Уже в мае 1933 года, спустя буквально несколько месяцев после победы Гитлера на выборах, глава компании MGM Луи Мейер, когда ему представили на рассмотрение сценарий фильма с потенциально антинацистским содержанием, без каких бы то ни было обиняков заявил: "Я представляю киноиндустрию, у нас огромные прибыли в Германии, и, пока я принимаю решения, этот фильм в производство запущен не будет".
Я нашел множество документов, подтверждающих подобную позицию киномагнатов. Но в то же время ни в коем случае не следует считать, что она была характерна для всего киносообщества в Голливуде. Я показываю в книге, что в сообществе этом в 30-е годы был совершенно явственный раскол...
В Лос-Анджелесе проходили фашистские марши. Еврейская Антидиффамационная лига была реально обеспокоена этим ростом и сама просила студии не педалировать еврейскую тематику и не подвергать нападкам нацистов. Это, как они опасались, приведет к еще большему шквалу очень характерных для того времени обвинений из уст фашистов и антисемитов в том, что вся американская киноиндустрия находится в руках евреев...
Бен Урванд: Первое предложение о контроле поступило со стороны нацистов. В марте 1933 года германский консул прибыл в Лос-Анджелес, и, как говорилось в официальном документе, цель его миссии в Голливуд состояла в предотвращении возможных конфликтов и установлении регулярных контактов с кинопроизводством.
Да, систему эту инициировали нацисты, но, как только она была создана, студии поняли, что сотрудничества в той или иной степени им не избежать. В некоторых случаях они лишь послушно исполняли указания министерства пропаганды, в других они сами проявляли творческую инициативу...
Или в декабре 1938 года у студий возникли проблемы с вывозом денег из Германии. Paramount и XX Century Fox вышли из затруднения, создав выпуски кинохроники в откровенно пронацистском духе, а MGM вложила средства в производство германской военной техники.
То есть крупнейшая американская кинокомпания приняла сознательное решение о финансировании германского вооружения - в декабре 1938 года, спустя месяц после страшных еврейских погромов Хрустальной ночи и всего лишь за 8-9 месяцев до начала Второй мировой войны. Уже после начала войны MGM и Fox предоставили по 12 фильмов в поддержку германской армии...
Би-би-си:Вы пишете в книге, что даже "Великий Диктатор" Чаплина - фильм, считающийся откровенно издевкой, пародией на Гитлера - тоже не обошелся без вмешательства цензуры.
Бен Урванд: Действительно, еще до начала съемок Чаплин отправил экземпляр сценария в Библиотеку Конгресса для регистрации своих авторских прав на него.
Мне удалось найти этот экземпляр, который до моей находки был практически неизвестен. Там была первоначальная чаплинская идея - не та, которая была, в конечном счете, воплощена на экране в 1940 году.
Свой сценарий Чаплин отправил на следующий день после погромов Хрустальной ночи, и, очевидно, для него это было очень важно. Снятый фильм завершается счастливым концом, речью раскаявшегося диктатора, в которую, честно говоря, трудно поверить.
По оригинальному сценарию, после этой речи он попадал в концентрационный лагерь, где его бьют и над ним издеваются. То есть первоначальный сценарий заканчивался гораздо более пессимистично и мрачно...
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/10/131017_kan_hollywood_nazi_book.shtml
Tags: Германия, история, кино, национальное государство, свобода слова, цензура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments