Общеизвестно, что ваххабизм и учение «Хизб-ут-Тахрир» имеют кардинальные отличия от традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, насчитывающего в регионе тысячелетнюю историю...
Покойный Валиулла Якупов, ставший для многих символом национального сопротивления татар ваххабизму, всем нам завещал: необходима активизация коллективистского мышления татар в мусульманских приходах, чтобы отстаивание татароязычности мечети не было лишь делом имама, одинокого в своём противостоянии агрессивным пришельцам. Зачастую мы видим, что посещающая ту или иную мечеть радикально настроенная группа ваххабитов в ультимативной форме требуют от имама перехода на русский язык. Как правило, эти люди – забывшие о том, что они татары – обосновывают это интересами так называемых «русских мусульман» и мигрантов из Средней Азии, которые не знают татарского языка. При наличии спаянной группы национально ориентированных татарских прихожан, отстаивающих свою татарскую идентичность, имаму будет гораздо проще ссылками на интересы этой группы мусульман отстаивать перед ваххабитами интересы уммы, отстаивать татароязычность мечети. Иначе имам вынужден будет пойти на уступки радикал-исламистам или покинуть мечеть, а сама мечеть будет просто обречена на превращение в один из пунктов обрусения татар. Исламистский космополитизм, насаждаемый фундаменталистами, ведет татар к деэтниизации и ассимилизации. На мой взгляд, главная опасность языкового обрусения для татарского народа сейчас исходит именно от сектантских исламистских организаций, которые не хотят признавать существование татарского народа как этноса с его национальными традициями. Может это прозвучит сейчас странно, но именно русскоязычная мечеть в руках ваххабитов ведет татарскую молодежь к языковой ассимиляции. И если раньше мечеть была хранителем традиций, сохранила татар как этнос, то сегодня исламистский космополитизм ведет татар к инкыйразу (вырождению).
http://www.apn.ru/publications/article29442.htm