В анализе Фридмана радует то, что он полностью избегает любых сентиментальных представлений о демократии, государственном управлении и шансах на успех. Системы государственного управления рассматриваемых стран имеют второстепенное значение в сравнении с гораздо более мощными и влиятельными демографическими и климатическими факторами, оказывающими свое воздействие на Ближний Восток. Это довольно странно для медийной культуры, но неустанно подчеркивая «оптимизм», Фридман кажется исключительным пессимистом. Он даже доходит до предположения о том, что новые «демократические» режимы в Египте, Тунисе и Ливии будут даже в меньшей степени способны отвечать на ждущие их вызовы, чем те самовластные правители, которых они свергли. А это уже равноценно ереси, когда такое появляется на страницах New York Times.
Но если к аргументам Фридмана отнестись серьезно, нам придется сделать вывод о том, что арабский мир обречен, и что предотвратить это не в состоянии практически никто. В частности, Египет и Сирия слишком бедны, слишком необразованны, там слишком силен фундаментализм и роль государства, и они слишком сильно закоснели, чтобы добиваться успеха и преуспевать даже в благоприятной международной среде, не говоря уже о ситуации, когда часто происходят засухи, а цены на зерно резко увеличиваются. Я давно уже был уверен в том, что у арабской весны - неутешительное будущее, однако те климатические данные, которые приводит Фридман, просто ужасают. С 2006 по 2011 год 60 процентов земель в Сирии пережили самую страшную за всю историю засуху. Если задуматься об этом - задуматься о том, что в основном сельское и аграрное общество столкнулось со страшнейшей засухой - то восстание против Асада начинает казаться намного менее таинственным, а перспективы долговременного и прочного политического урегулирования - намного менее вероятными. Конечно, сирийцы в ярости, они ужасно страдают, и им нужен кто-то, кого можно обвинить в их проблемах. Но причины их страданий и невзгод (это климатические изменения и возникающие в результате погодные аномалии) не поддаются быстрому и простому решению.
Итак, хотя на первый взгляд, Ближний Восток и его молодое, бурно растущее население вроде бы могут с уверенностью смотреть в будущее, в действительности они находятся на краю пропасти и все больше к ней приближаются.
http://www.inosmi.ru/op_ed/20130306/206648468.html